Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной: комментарии М.Рютте

[30.09.2016]

Контекст

Выступая (22.09) в парламенте, премьер-министр Нидерландов М.Рютте заявил, что его правительство «в конечном счете» не ратифицирует соглашение с Украиной. В качестве мотивации Рютте сослался на негативные результаты консультативного референдума, проведенного в Нидерландах 06.04.2016 г.

В качестве реверанса Рютте выразил надежду, что «Украина сможет продолжить переговоры с другими 27 странами ЕС».

Приведенное заявление производит весьма странное впечатление. Если говорить без политкорректности, то можно предположить следующее:

- что М.Рютте ничего не знает о том, как устроен и функционирует ЕС (то есть, что он «полный идиот», а это, вероятно, не так);

- либо что М.Рютте – откровенный циник и демонстративно издевается над Киевом и Брюсселем, заявляя, что негативная позиция Нидерландов не мешает Украине о чем-то договариваться с остальными странами ЕС, которых, за вычетом Великобритании и Нидерландов, остается уже не 27, а 26.

Похоже, справедливым можно считать как раз второе предположение, которое объясняется крайне пренебрежительным отношением к Украине как к субъекту-неудачнику и стране с плохой репутацией.

Напомним, что из-за позиции Нидерландов, председательствовавших в ЕС в первой половине 2016 г., был отложен предварительно запланированный на май очередной саммит Украина-ЕС. Поскольку Соглашение об ассоциации ЕС-Украина остается в подвешенном состоянии, осенью 2016 г. саммит может быть вновь отложен, поскольку говорить на нем, кроме выдвижения претензий с украинской стороны, будет, по сути, не о чем.

Позиция правительства Нидерландов

Весной 2016 г. М.Рютте обещал Еврокомиссии определить позицию правительства Нидерландов по вопросу об ассоциации с Украиной, но лишь затянул время. В свою очередь, на саммите ЕС 28-29 июня Совету ЕС было поручено найти решение вопроса.

Тем временем парламент Нидерландов потребовал от правительства этой страны объявить решение по Соглашению об ассоциации ЕС с Украиной до 1 ноября. Представители оппозиции выразили крайнее недовольство тем, как правительство тянуло время и затягивало оглашение своего решения, которое, по мнению оппозиции, должно соответствовать результатам референдума.

Откладывая свое решение, Рютте ссылался на необходимость проведения переговоров с Брюсселем, и признавал, что Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной (в части экономических положений) уже действует и будет продолжать действовать на временной основе, независимо от того, будут ли Нидерланды считаться страной, не ратифицировавшей этот документ.

Рютте также осознает, что его правительство не сможет добиться внесения в соглашение поправок, которые изменили бы содержание документа. Т. о., позиция правительства Рютте подрывает и блокирует международную правосубъектность ЕС, что угрожает его престижу, а также вызывает недовольство внутри страны. Оппозиция справедливо подозревает правительство Нидерландов в том, что оно намеревается затянуть время до парламентских выборов в марте 2017 г.

Реакция официального Киева

Реакция украинских должностных лиц на заявления Рютте была весьма неоднородной.

- Зам. главы администрации президента Украины К.Елисеев (23.09) объяснил заявление Рютте о намерении отказаться от ратификации соглашения с Украиной предстоящими парламентскими выборами в Нидерландах в марте 2017 г. По словам К.Елисеева, в вопросе об ассоциации с ЕС Киев не намерен начинать к.-л. новые переговоры о ратификации этого соглашения и не собирается вносить в текст соглашения к.-л. изменения.

- Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины И.Климпуш-Цинцадзе заявила (23.09), что считает недопустимым намерение Нидерландов отказаться от ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Отвечая на вопросы к правительству в Верховной Раде, она заявила: «Мы продолжаем работать со всеми членами ЕС относительно того, что мы считаем недопустимой такую позицию Нидерландов. И считаем, что нам необходимо получить ратификацию от Нидерландов, возможно, с указанием особой позиции относительно того, что двусторонние нормы, которые касаются исключительно отдельных стран в соглашении об ассоциации, они, возможно, не будут касаться Нидерландов». В этой связи любопытно отметить, что в самом соглашении ЕС с Украиной нет никаких «двусторонних норм» кроме ссылок на особые условия ряда стран-членов, которые зафиксированы в учредительных договорах ЕС.

Итоговые замечания

1. Заявления представителей правительства Нидерландов о намерении учесть результаты консультативного референдума в форме внесения изменений в текст соглашения об ассоциации с Украиной должны были стать крайне неприятным и тревожным сигналом для европейских институций. Тот факт, что позиция правительства Нидерландов не встретила существенной критики со стороны Еврокомиссии, может объясняться по-разному. В данном случае можно считать уместными две версии:

- европейские функционеры предпочли не активизировать полемику по этому вопросу накануне британского референдума о членстве в ЕС и после оглашения его результатов исходя из тактических соображений;

- вопрос о ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной был заторможен сознательно, и, возможно, в режиме определенной координации с американскими спецслужбами. В этой связи примечательно, что выброс материалов об оффшорных счетах П.Порошенко в газете Süddeutsche Zeitung произошел 3 апреля – ровно за три дня до нидерландского референдума, что вряд ли может рассматриваться как случайность. Иными словами, в рамках конспирологической версии получается, что соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной «подвесили» вполне сознательно.

2. В сложившейся ситуации институции ЕС предпочитают уходить от ответа на вопрос, что они намерены делать с украинским соглашением, ратификация которого заморожена. Получается, что основной блок экономических статей соглашения будет действовать в режиме временного применения, тогда как его политические статьи считаются отложенными.

3. Предположения о возможном внесении поправок в соглашение, о чем говорил нидерландский премьер Рютте (09.04), были отвергнуты представителями украинской стороны, в т. ч. в заявлении П.Климкина о том, что Киев не ведет и не намерен вести переговоры о внесении изменений в текст Соглашения об ассоциации с ЕС (30.06).

4. Заявление М.Рютте (22.09) вносит некоторую определенность в этом вопросе, и в то же время обостряет ситуацию. В связи с этим проведение саммита ЕС – Украина вновь откладывается.

5. По словам К.Елисеева (23.09), П.Порошенко намерен посетить Брюссель во второй половине октября с целью выяснения позиции европейских функционеров по вопросу о статусе Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. По версии украинской стороны, цель визита предполагает «поиск взаимоприемлемого компромисса по ратификации соглашения об ассоциации – как с ЕС, так и с партнерами из Нидерландов». Тем не менее, вне зависимости от возможных результатов диалога, отношения между ЕС и Украиной в обозримой перспективе будут оставаться в полузамороженном состоянии.


Текущий комментарий

Рубрики: 





Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной: комментарии М.Рютте - [30.09.2016]



Выступление Порошенко на 71-й сессии ГА ООН - [29.09.2016]



Рабочий визит Порошенко в США - [29.09.2016]



А есть ли в действительно проект бюджета — 2017? - [29.09.2016]



Продолжение атаки на «еврооптимистов» - [28.09.2016]



Ситуация на Донбассе. Политические и экономические вопросы - [28.09.2016]



Немецкие и французские СМИ о визите Штайнмайера и Эро в Украину - [28.09.2016]



Выборы в Госдуму РФ и реакция украинского парламента - [27.09.2016]



Работа Верховной Рады - [27.09.2016]



Ситуация с «Укртрансгазом» - [26.09.2016]



Ситуация на Донбассе: происходит ли прекращение огня. Деятельность миссии ОБСЕ - [26.09.2016]



В Украине Сороса полюбили, а в Латвии «разлюбили» - [19.09.2016]



Президентское послание - [17.09.2016]



Продолжение дискуссии о возобновлении консультаций в «нормандском формате» - [15.09.2016]



Конфликт в Донбассе: позиция ОБСЕ - [15.09.2016]



Украина на пороге нового витка инфляции - [14.09.2016]



Украинско-американское соглашение о военном сотрудничестве - [14.09.2016]



Нападение на «Интер» - [14.09.2016]



Украинский автопром скорее мертв - [13.09.2016]



Скандал с квартирой Лещенко - [13.09.2016]




След. 20











Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100