Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Возможно ли нахождение компромисса по вопросу проведения политической реформы между различными политическими силами

[20.05.03]

Программа "Наголос" 20.05.2003-05-22

Программа выходит на УТ-1

Тема: "Возможно ли нахождение компромисса по вопросу проведения политической реформы между различными политическими силами"

Ведущий - Михаил Погребинский, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии

Участники:

Николай Катеринчук - народный депутат Украины, фракция "Наша Украина"

Иосиф Винский - народный депутат Украины, фракция СПУ

Степан Гавриш - народный депутат Украины, фракция "Демократические инициативы"

Алексей Гарань - политолог

Краткое резюме выступлений (тезисы) участников дискуссии:

Михаил Погребинский

Одна из проблем удачного проведения реформы - это поиск компромисса. Каковы основные черты этого компромисса? Понятно, что существует много точек зрения, так как различные политические силы уже высказались о том, что бы они хотели от этой реформы, а чего нет? В нашей студии сегодня находятся представители левых, правых и центристских парламентских сил, и мы сможем с вами услышать, что для них в этом процессе главное.

Иосиф Винский

СПУ очень четко изложила свои позиции по политической реформе. Мы - сторонники ее проведения. Основной момент реформы - формирование честного, понятного для избирателя механизма контроля за всей системой власти. Это может обеспечить только парламентско-президентская республика - это сильный парламент, это сильный премьер, который берет на себя функции главы исполнительной власти (как канцлер в Германии), это президент, который является главой государства и гарантом Конституции, и который является сдерживающим моментом в кризисных ситуациях и для парламента, и для правительства. Однако последний не имеет права вмешиваться в работу исполнительной и законодательной властей.

Николай Катеренчук

Есть ли проблемы с политической реформой на Украине, нужна ли она? Ответ - да. Потому что власть необходимо демократизировать. Можем ли мы сегодня назвать политические реформы действительно таковыми? Нет, потому что мы видим только пи-ар вокруг этого. Как в советские времена, идет как бы всенародное обсуждение спущенных сверху инициатив.

Мы забываем о том, что есть проект реформ Мороза-Симоненко-Головатого, который прошел экспертизу Конституционного суда, и он почему-то не обсуждается. Если у большинства населения не было возможности прочитать нынешнюю Конституцию, то как оно может понять необходимость предлагаемых в ней изменений?

Погребинский - Катеринчуку

Я хотел бы Вам только напомнить, что представитель Вашей фракции г-н Томенко недавно заказал социологическое исследование. Его результаты свидетельствуют о том, что 10% населения Украины приняли участие в обсуждении конституционной реформы и мне кажется, что это чрезвычайно большая цифра.

Катеринчук

Мы имеем конфликтные моменты, касающиеся изменений в Конституции. Поэтому надо искать компромисс. Где он может быть? Почему нельзя вносить радикальных изменений в Конституцию? Потому что для этого нет условий - без разрешения стоящих перед обществом важных проблем мы не можем перейти к изменению Конституции. Этих проблем три.

Первая - олигархическая власть. Вторая - разделение на Запад Украины - Восток Украины, т.е. это проблема консолидации политической нации. Третье - раскол власти и общества. Решение этих проблем нам даст главное - политическую стабильность.

Как эти проблемы могут быть разрешены? Первая - мне нравится российский опыт, где президент Путин отстранил олигархов от влияния на политику. Второй и третий моменты я бы объединил. Их решение: в период между 2003 и 2006 годами провести реформу политических партий, избирательную реформу с учетом предложений, касающихся пропорциональной системы выборов, административную реформу и сделать независимыми СМИ. С этого должен начаться поиск компромисса

Погребинский - Катеринчуку

Единственное, что я бы хотел заметить - это то, что позиция Николая Катеринчука отличается от позиции его фракции "Наша Украина", лидер которой подписал с другими оппозиционными силами Меморандум, в котором говорится о необходимости перехода к парламентско-президентской республике путем внесения изменений в Конституцию.

Катеринчук - Погребинскому

Я согласен. Если мы вносим изменения накануне президентских выборов - это одно. Если мы, например, примем решение о проведении выборов на пропорциональной основе в 2006 году - это совершенно другое.

Степан Гавриш

Заявление президента о том, что президентско-парламентская форма правления себя исчерпала, является ключевым. Нам нужно решить - действительно ли реформа необходима или она является той площадкой, с которой будет стартовать президентская гонка в 2004 году?

Политическая реформа не является самоцелью. Хочу напомнить, что реформа власти никогда не делалась в момент ее комфортного развития, она была необходима только в кризисных ситуациях. Президент четко сказал, что не собирается идти на третий срок. Он заявил свои инициативы, а теперь хочет услышать от нас наши предложения.

Зачем необходима реформа? Украинская власть по своей сути кризисная, внутренне конфликтная, где ее ветви не объединяются в одну команду. Система сдержек не работает в плане активного развития страны, а выступает в качестве тормоза.

Вторая проблема - эта система власти не инициирует создания национальной элиты. В большей своей части она маргинальна. Она заменяет свои политические проекты политической риторикой

Оказывается, что мы имеем проблему "Запад и Восток Украины", которая еще после выборов 2002 года не аннулировалась, но она сейчас исчезла и не существует.

Нам необходима реформа для того, чтобы сделать такую власть, которая обеспечивала защиту национальных интересов и постоянно работала бы на прогресс, чтобы узурпация власти одним человеком или корпоративной группой была бы невозможна, чтобы она могла отвечать на внешние вызовы, учитывая геополитическое положение Украины.

Алексей Гарань

В тех выступлениях, которые сейчас прозвучали, я вижу ростки возможного компромисса.

Тот проект, который сейчас вынесен на обсуждение внутренне противоречивый. В нем есть моменты, которые поляризуют общество, и которые неприемлемы для значительной части политических сил. Например, идея двухпалатного парламента, назначение силовиков президентом... Полагаю, что подобные моменты желательно вынести за рамки возможного обсуждения, потому что тут компромисса быть не может.

По поводу чего возможен компромисс? Ключевое - это повышение роли правительства и его ответственности; снимать правительство должен парламент, а не президент; формирование правительства на коалиционной основе по результатам выборов. Второе - это выборы на пропорциональной основе. Мировая практика показывает, что такие выборы содействуют коалиционным системам, а мажоритарные - формированию однопартийных кабинетов.

Какую систему мы строим? То, что мы сейчас имеем, действительно называется президентско-парламентской республикой. То, о чем говорил г-н Винский, называется парламентской республикой. И она тоже может работать. В наших условиях стоит идти к соединению сильного президента и сильного премьера как во Франции и в Польше. Это называется президентско-премьерской моделью.

Погребинский - Гавришу

Я хотел бы спросить у всех - что нам все-таки делать с законом о пропорциональных выборах, потому что в парламенте не все депутаты являются его сторонниками - там ведь 225 депутатов-мажоритарщиков? Хочу свой вопрос адресовать, прежде всего, Степану Гавришу, который не очень-то любит партийную систему и является одним из авторов законопроекта о выборах? Возможен ли здесь компромисс между оппозицией и большинством? Так как без изменения закона о выборах реформа не осуществится.

Гавриш

Это правда, что я не люблю партийную систему. Но я всегда буду бороться за партийно-политическое структурирование общества и искать модель доверия народа к партиям.

Я против того, чтобы все ветви власти были сильными. Но я за сильную власть. Давайте не допускать, чтобы в этом властном треугольнике был кто-то сильным, потому что это путь к конфликтам. Их (ветвей власти) полномочия не должны приводить к тому, чтобы кто-то получил преимущества перед другими.

Я инициировал вместе с депутатами Дашутиным, Иоффе, Звягильским модель пропорциональной системы выборов с открытыми списками. Избиратели голосуют за партию, но определяют свою симпатию к ней, голосуя за ее конкретного уполномоченного в округе. Тот, кто получил наибольшее число голосов и проходит в открытый список.

Введя такую систему, мы избавляемся от "диванного", "телевизионного" типа партий. Второе - критика в адрес этой модели из-за того, что можно использовать административный ресурс, является неправильной, так как избиратели голосуют за партию.

Последнее - мы предложили, чтобы первая пятерка независимо от того, сумеет ли она добиться симпатий своих избирателей в соответствующих округах, все равно проходит парламент. Может, здесь мы добьемся компромисса.

Катеринчук

Компромисс по вопросу о принятии закона о пропорциональных выборах может быть достигнут в любой конфигурации, как это задекларировано в Меморандуме оппозиции.

Винский

Нужно избирать не кланы, а партии. И сегодня понятно, что необходимы выборы на пропорциональной основе. Если депутаты будут свободны, то они проголосуют за этот закон. Сейчас в Раде есть 245 депутатов, которые готовы это сделать.

Погребинский

Хочу обратить внимание г-на Винского на один нюанс. 245 голосов за пропорциональный закон не достаточно, чтобы провести конституционную реформу. Нужно 300 голосов. И если не договориться с противниками пропорциональной системы о каком-то компромиссе, они могут отказаться голосовать за реформу в целом.

Гарань

Да, такой компромисс возможен. Например, введение пропорциональной системы, но с региональными списками и только для партий.


Программа "Наголос"

Программа выходит на УТ-1.
Ведущий - Михаил Погребинский, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии.







"Наголос" 15.10.2004: Про останні соціологічні дані - [15.10.2004]



"Наголос" 08.10.04: "Передвиборні стратегії команд основних кандидатів на виборах президента України - В.Ющенка, В.Януковича, П.Симоненка, О.Мороза" - [08.10.2004]



Наголос 23.08.04: Чи є зовнішньополітичний вплив на вибори Президента України - [23.08.2004]



Наголос 16.08.04: Програми кандидатів у Президенти - [16.08.2004]



Місце кандидатів в Президенти України, рейтинги яких складають не більше 1%, у передвиборчих перегонах і мотиви їх висування - [26.07.2004]



Сучасний український футбол - [05.07.2004]



Що таке центрально-європейська ідентичність і чи належить Україна цивілізаційно до Центральної Європи - [08.06.2004]



Трипільська культура в історичній спадщині України - [24.05.2004]



Сучасна українська література - [09.04.2004]



Традиційні цінності і виклики сучасності - [29.03.2004]



Рівноправність жінок і чоловіків в Україні: чи потрібно вводити 20% представницьку квоту для жінок у Верховній Раді - [22.03.2004]



Що таке суспільна мораль і чи потрібно її захищати - [15.03.2004]



Виклад дискусії навколо програми "Наголос" (Перший національний), яка відбулася у "Телекритиці" 19 січня - [19.01.2004]



Проблемы взаимоотношений Украины и ЕС - [18.11.2003]



Демографические проблемы Украины в программе Михаила Погребинского "Наголос". - [10.11.2003]



Мир после войны в Ираке - [06.06.2003]



Возможно ли нахождение компромисса по вопросу проведения политической реформы между различными политическими силами - 2 часть - [28.05.2003]



Возможно ли нахождение компромисса по вопросу проведения политической реформы между различными политическими силами - [20.05.2003]



Реформа местного самоуправления - [13.05.2003]



Должна ли политическая реформа быть осуществлена путем внесения изменений в Конституцию, или для этого достаточно принятия ряда законов? - [06.05.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100