Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Реформа местного самоуправления

[13.05.03]

Программа "Наголос" 13.05.2003

Программа выходит на канале УТ-1

Тема: Реформа местного самоуправления

Ведущий - Михаил Погребинский, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии

Участники дискуссии:

Валерий Пустовойтенко - народный депутат Украины, глава фракции Народно-демократической партии

Александр Масенко - народный депутат Украины, член фракции Коммунистической партии Украины, заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства

Анатолий Ткачук - политолог, сотрудник Института гражданского общества

Вадим Карасев - политолог

Краткое изложение дискуссии (текст не авторизован).

Валерий Пустовойтенко.

Проведение политической реформы необходимо, в том числе и на уровне местного самоуправления.

НДП провела социологическое исследование, которое показало, что 75% украинских граждан выступают за выборность губернаторов. Однако я считаю, что на сегодняшний день губернаторов нужно назначать, а не избирать.

Необходима ли реформа в сфере местного самоуправления? Да, безусловно. Необходимо разделить полномочия между всеми "элементами власти" на местах - назначенными центром и избранными жителями региона. Например, губернатор области не должен вмешиваться в деятельность местного самоуправления населенных пунктов. За жизнеобеспечение города отвечает только мэр, избранный на выборах. Губернатор лишь координирует деятельность органов самоуправления на областном уровне, следит за выполнением решений правительства на местах. Он должен назначаться правительством Украины.

Александр Масенко

Согласен с В. Пустовойтенко в отношении необходимости проведения политической реформы. Еще два года назад КПУ выступила с инициативой изменения политической системы в пользу парламентско-президентской республики. КПУ не голосовала за Конституцию Украины в 1996 году, потому что она закладывала чересчур большие полномочия для Президента.

Президент, выступая за переход к парламентско-президентской республике, и в этом случае все равно оставляет за собой очень высокие полномочия - назначение силовых министров и глав областных и районных государственных администраций. И это плохо.

Например, толковый губернатор, если не обеспечил такое голосование на выборах, какое нужно власти, теряет свой пост. Подобное случилось после президентских выборов 1999 года. Вывод - назначение, а не избрание губернатора, не дает ему возможности работать на благо своего региона.

Анатолий Ткачук

Конституция Украины говорит, что ратификация государством международно-правовых документов делает их составляющей частью внутреннего законодательства. Мы ратифицировали Европейскую Хартию местного самоуправления, но не указали, какие полномочия передаются региональным органам власти.

Политическая реформа требует юридического закрепления произошедших в ее результате изменений в Конституции. В настоящий момент в этом документе в разделе "Территориально-административное устройство" нет определения понятия "административно-территориальная единица".

Михаил Погребинский

Необходимо ли сейчас проводить одновременно реформу политической системы с реформой местного самоуправления?

Анатолий Ткачук

Да, необходимо. Мы силами общественной организации "Громадська рада з питань місцевого самоврядування..." подготовили список изменений для некоторых разделов Конституции, касающиеся Кабинета Министров, государственного и местного самоуправления, чтобы привести их в соответствие с Европейской Хартией. Этот проект уже подписан 209 депутатами Верховной Рады, а сам он зарегистрирован в парламенте.

Вадим Карасев

Хочу поддержать всех выступавших в том, что политическая реформа должна быть широкой и комплексной. Она должна захватить изменения не только на уровне центра, но и на уровне взаимоотношений "центр-регионы", которые, по сути, составляют ядро политических отношений внутри страны.

Костяк нашего государства еще остается советским и постсоветским, хотя Украина уже развивается по демократическим стандартам. И только тогда мы сможем провести изменения, когда синхронно или поэтапно они произойдут на центральном и региональном уровнях.

Согласен с В. Пустовойтенко в том, что губернаторы должны назначаться. Аргументы: избрание губернаторов может способствовать в нынешних условиях дезинтеграции властной вертикали, регионализации, появления местных региональных политических режимов, которые не соответствуют "центральным" и демократическим стандартам, так как наличие гражданского общества в провинции под вопросом. С другой стороны, назначение губернаторов не дает ту демократическую легитимность их полномочиям и действиям, которые необходимы и политическим реформам и демократическому развитию государства.

Как же выйти из этого противоречия? Тут нам может пригодиться опыт Франции. Необходимо избирать мэров городов и поселковых советов, которые обладают всеми правами в сфере местного самоуправления - финансовая сторона, бюджетная и т.д. В таком случае статус главы администрации будет сведен к статусу представителя Президента - префекта. У нас как и во Франции сильны традиции этатизма, т.е. государственности. В последней существует президентско-парламентская форма правления, хотя правительство формируется парламентом, а реальная власть на местах принадлежит местному самоуправлению. Таким образом сочетаются функционализм (центр-регионы) с демократической легитимностью.

Реплика Михаила Погребинского

Хочу напомнить, что не так давно во Франции прошла реформа местного самоуправления, которая существенным образом децентрализовала власть в государстве.

Все согласны с тем, что в Украине реформу надо проводить комплексно: и в центре, и на местах. Но все же, можно ли ее каким-то образом разделить на этапы? Можно ли сделать очень сложное дело за раз?

Валерий Пустовойтенко.

Ее можно проводить только комплексно.

Александр Масенко

Не могу согласиться с В. Пустовойтенко, что реформу нужно проводить комплексно, хотя, может быть, это и было бы хорошо. Если бы мы реформу начали проводить еще год-два назад, то достигли бы определенных успехов к этому времени. Я имею в виду пропорциональные выборы и в парламент и, может быть, в местные советы.

Анатолий Ткачук

Реформу можно проводить и синхронно, и по этапам. Первый - Президент назначает премьера с согласия Верховной рады и увольняет с согласия Верховной Рады. Это и есть парламентско-президентская модель...

Вадим Карасев

Какие-то моменты реформы местного самоуправления нужно синхронизировать с реформой центральной власти, какие-то оставить на потом.

К тому же у нас неправильное понимание того, что такое регион. Регион - это не область, а исторически, экономически, политические сложившиеся территории - Слобожанщина, Донбасс, Галиция и т.д. Мы должны юридически с этим "разобраться".


Программа "Наголос"

Программа выходит на УТ-1.
Ведущий - Михаил Погребинский, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии.







"Наголос" 15.10.2004: Про останні соціологічні дані - [15.10.2004]



"Наголос" 08.10.04: "Передвиборні стратегії команд основних кандидатів на виборах президента України - В.Ющенка, В.Януковича, П.Симоненка, О.Мороза" - [08.10.2004]



Наголос 23.08.04: Чи є зовнішньополітичний вплив на вибори Президента України - [23.08.2004]



Наголос 16.08.04: Програми кандидатів у Президенти - [16.08.2004]



Місце кандидатів в Президенти України, рейтинги яких складають не більше 1%, у передвиборчих перегонах і мотиви їх висування - [26.07.2004]



Сучасний український футбол - [05.07.2004]



Що таке центрально-європейська ідентичність і чи належить Україна цивілізаційно до Центральної Європи - [08.06.2004]



Трипільська культура в історичній спадщині України - [24.05.2004]



Сучасна українська література - [09.04.2004]



Традиційні цінності і виклики сучасності - [29.03.2004]



Рівноправність жінок і чоловіків в Україні: чи потрібно вводити 20% представницьку квоту для жінок у Верховній Раді - [22.03.2004]



Що таке суспільна мораль і чи потрібно її захищати - [15.03.2004]



Виклад дискусії навколо програми "Наголос" (Перший національний), яка відбулася у "Телекритиці" 19 січня - [19.01.2004]



Проблемы взаимоотношений Украины и ЕС - [18.11.2003]



Демографические проблемы Украины в программе Михаила Погребинского "Наголос". - [10.11.2003]



Мир после войны в Ираке - [06.06.2003]



Возможно ли нахождение компромисса по вопросу проведения политической реформы между различными политическими силами - 2 часть - [28.05.2003]



Возможно ли нахождение компромисса по вопросу проведения политической реформы между различными политическими силами - [20.05.2003]



Реформа местного самоуправления - [13.05.2003]



Должна ли политическая реформа быть осуществлена путем внесения изменений в Конституцию, или для этого достаточно принятия ряда законов? - [06.05.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100