Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Конституционный суд, Кабмин и функционирование украинского языка


18.03.00

Ответы на анкету

("Российско-украинский бюллетень", N 6-7, апрель 2000)

Считаете ли Вы, что меры, предусмотренные этими документами, (Решение Конституционного Суда Украины о толковании 10-й статьи Конституции и проект Постановления Кабмина "О дополнительных мерах по расширению сферы функционирования украинского языка как государственного") нарушают права личности и национальных меньшинств в Украине?

Это документы разного характера. Решение Конституционного Суда является чисто декларативным документом, который даже не разъясняет, а только повторяет другими словами текст статьи Конституции и никого ни к чему не обязывает. Проект постановления Кабмина содержит перечень конкретных мероприятий, многие из которых нарушают права русскоязычных граждан Украины. (Термин "национальное меньшинство" представляется мне в данном контексте неуместным, поскольку речь идёт не об этнической, а о языковой группе, никоим образом не являющейся меньшинством.) Так положение о приведении сети учебных заведений в соответствие с этническим составом нарушает право на пользование родным языком (не всегда соответствующим формальной национальности). Изменение режима вещания телекомпаний и применение налоговых рычагов к печатной продукции, ввозимой из-за рубежа, нарушает право на получение информации. Требование использования украинского языка государственными служащими при исполнении служебных обязанностей на практике допускает весьма расширительную трактовку (напр., может быть предъявлено - и в западных регионах, несомненно, будет предъявлено - к научным работникам), что тоже нарушает языковые права.

Чем, по Вашему мнению, объясняется негативная реакция общественных организаций, выражающих интересы русскоязычных граждан Украины, на эти документы?

Помимо указанного дискриминационного характера проекта постановления Кабмина, действует ещё один фактор. В государствах без развитого правосознания и правовых традиций, к каковым относится и Украина, каждый закон и постановление воспринимается в первую очередь не как документ, чётко регламентирующий правовую ситуацию (что они, действительно, как правило, удовлетворительно и не делают), а как знак, как декларация о намерениях властей. Оба документа были восприняты как сигнал о продолжении наступления "украинизаторов", т. е. тех политических сил, которые стремятся к вытеснению из Украины русского языка и культуры силовыми методами. Как такие же сигналы были восприняты впоследствии назначение на ключевые идеологические посты ведущих "украинизаторов" Н. Жулинского и И. Драча и их программные заявления на этих постах.

На каком уровне и какими средствами должны, по Вашему мнению, решаться проблемы функционирования русского языка в Украине?

Прежде всего, необходимо чёткое законодательство, определяющее права граждан и обязанности государства в языковой сфере и, в частности, учитывающее реальное положение русского языка и закрепляющее его особый статус (по сравнению с языками "национальных меньшинств"). Я не придавал бы особого значения наименованию этого статуса ("официальный язык"); гораздо важнее чёткость и конкретность формулировок гарантируемых ими прав. В частности, он должен обеспечить гражданам равные возможности в использовании украинского и русского языков в наиболее существенных для них сферах: в образовании, в общении с чиновниками и т. п. Во избежание излишней напряжённости должны быть оговорены сферы исключительного или преимущественного использования украинского языка как государственного: официальных документов, армии и т. д.

Общественным организациям русскоязычных следовало бы направить усилия на разворачивание правозащитной деятельности, которая начинается с мониторинга нарушений языковых прав граждан по конкретным вопросам. В качестве наиболее болезненной проблемы я назвал бы здесь проблему школьного образования (русскоязычные школы и преподавание русского языка в украиноязычных). От мониторинга здесь можно было бы перейти к оказанию правовой помощи родителям, чьи права нарушаются, подаче судебных исков, проведению совместных акций и т. п. вплоть до обращения в международные организации. Думаю, что подобный способ действий заставил бы власти Украины более внимательно относиться к языковым правам граждан.

Как должны, по Вашему мнению, определяться задачи государственного управления в области развития украинского языка?

Точнее говорить не о развитии языка, а о расширении сферы его функционирования. Это действительно важная государственная проблема. В отличие от русского, главная проблема для украинского языка - не юридический, а фактический статус: ограниченная сфера функционирования, непрестижность, прежде всего - среди значительной части интеллигенции. В связи с этим усилия государства должны быть направлены не на увеличение прав (с этим обстоит благополучно), а на создание условий для появления качественной продукции всех видов (литература, печать, телевидение и радио, кино, театр и т. д.) на украинском языке. В первую очередь снизить налоги на книгоиздание, сейчас одни из самых высоких в мире. Разработать систему премий и грантов. Предусмотреть протекционистские меры финансового характера (снижение налогов, дотации и т. п.). Именно эти методы государственного управления, а не принятые сейчас на вооружение административные меры по сдерживанию русского языка будут способствовать повышению реального статуса украинского языка и развитию украинской культуры.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100