Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Власть против "Поры"


25.10.04
Михаил Белецкий

В последнюю неделю правоохранительные органы провели в различных регионах Украины серию несанкционированных обысков и задержаний членов оппозиционных молодёжных организаций "Пора", "Студенческая волна", Студенческое Братство Львовщины. По крайней мере один из задержанных арестован. Милиция и генпрокуратура заявили о нескольких случаях обнаружения взрывчатки и взрывных устройств. В провластных СМИ широко тиражируется версия о террористическом характере организации "Пора".

Анализ сложившейся ситуации следует начать с рассмотрения характера самой "Поры". В оппозиционной прессе (например, в газете "Україна молода") сообщалось, что это молодёжная организация с достаточно развитой структурой в большинстве регионов, созданная по образцу сербской и грузинской организаций "Отпор" и "Кмара", сыгравших заметную роль в свершении режимов Милошевича и Шеварднадзе. Представители названных организаций в разных регионах Украины проводили семинары и тренинги "Поры". Один из лидеров "Отпора" Александр Марич недавно не был допущен в Украину. "Пора" имеет два крыла, одно из которых ставит своей целью свержение действующего режима, а другое - борьбу за честное проведение выборов. Представители "Поры" подчёркивают ненасильственный характер своих действий. Однако, словосочетание "ненасильственные действия", строго говоря, означает только отказ от применения оружия; при расширенном понимании оно может включать и такие действия, как захват избиркомов и правительственных зданий, что, действительно, применяли сербский и грузинский аналоги "Поры". У власти есть основания опасаться подобных действий, тем более что призывы к массовым акциям для давления на избирательные комиссии постоянно повторяются представителями оппозиции, включая её лидеров. Наиболее радикальные из них ссылаются при этом даже на "право народа на восстание", якобы присутствующее в Конституции.

Здесь уместно остановиться на оценке подобных гипотетических, но по-видимому, вполне возможных действий. То, что они противоречат букве закона, очевидно. Подобные нарушения закона нередки и в странах традиционной демократии (например, бесчинства во время студенческих демонстраций или акций антиглобалистов), и там отработан чёткий набор чисто полицейских мер для противодействия им. Можно представить себе, что в нашем случае значительную, а может, и основную часть "Поры" составляют юные идеалисты, искренне уверенные в нелегитимности действующей власти и в невозможности её честной победы на выборах. Не очень склонные считаться с буквой закона, они могут быть готовы навязать "волю народа" с помощью силовых действий. Автору представляется, что такой способ действий, который при некоторых исторических обстоятельствах может быть справедливым, никоим образом не оправдан в сегодняшней Украине. Как бы к этому ни относиться, но сегодня, если бы состоялись абсолютно честные выборы (что вообразить почти невозможно), наибольшие шансы одержать на них победу имел бы кандидат от власти. В этом убеждает социология, как бы кому ни хотелось её проигнорировать. Так что всевозможные нарушения, админресурс и т. п., которые, несомненно, будут, на результат выборов существенно не повлияют.

Перейдём к нынешним действиям правоохранительных органов. Можно предложить две версии их объяснений.

Версия первая. В рядах молодёжной организации есть люди, готовые добиться своих целей с помощью террора. И милиция, действительно, обнаружила взрывные устройства.

Версия вторая. Власть, напуганная возможностью силовых действий оппозиции (для чего, как отмечалось, у неё есть основания) в качестве упреждающего акта фабрикует обвинения против наиболее опасной, по её мнению, оппозиционной организации.

Вторая версия представляется существенно более убедительной по ряду причин.

Во-первых, террор противоречит самим установкам "Поры". Напомним, что все действия, подчеркнём, силовые действия её сербских и грузинских наставников проходили без применения оружия и, тем не менее, оказались вполне эффективными.

Во-вторых, подозрителен характер самой милицейской кампании. Она проводится одновременно в разных городах, но якобы без связи друг с другом, по анонимным сообщениям бдительных граждан. И во всех этих случаях находится взрывчатка, а в некоторых - ещё и фальшивые деньги.

В-третьих, взрывчатка находится при очень сомнительных обстоятельствах. Например, по утверждению депутата от "Нашей Украины", в Киеве милиционеры с собакой ничего не находят в присутствии народных депутатов, затем депутатов насильно удаляют и тогда находят мгновенно.

В-четвёртых, мягко говоря, некорректные действия милиции по отношению к задержанным свидетельствуют о её заинтересованности в фабрикации дел. Есть сообщения об угрозах в возбуждении дел по обвинениям в краже, изнасиловании и т. п.

Принятие версии о милицейской фальсификации хотя бы в части случаев приводит к печальным выводам. Она означает не только нарушение моральных норм и законности. (Очевидно, последние слова способны вызвать улыбку у "реальных политиков".) Автору этих строк, как человеку старшего поколения, эти методы слишком напоминают методы борьбы с диссидентами, применявшиеся КГБ, - такие же фальсификации, фабрикации фальшивых обвинений и т. п. Так что речь идёт о тенденциях, представляющих крайнюю опасность для всего нашего общества.

В этом случае следует признать, что власть решила тактическую задачу - силовые действия оппозиции в день выборов теперь, если и состоятся, то будут обречены на провал. Однако, для этого можно было воспользоваться значительно более простыми и не вызывающими сомнений средствами - прежде всего, перекрытием и надёжной охраной в день выборов здания Центризбиркома, где можно ожидать столкновений.

Но стратегически в результате указанных действий силовых структур власть понесла большие и непоправимые потери. (Замечу, что это объективные потери, которые будут иметь место, даже если предположить правомерность действий милиции.)

Выше автор, выбрав как наиболее вероятную вторую версию объяснения событий, выразил личную точку зрения. Эту версию принимают правозащитные организации Украины, в частности, она изложена в обращении Украинского Хельсинского Союза в защиту прав человека в международные организации.

Но можно ожидать, что её же выберет и значительная часть граждан Украины. Разве у нас кто-нибудь сомневается в том, что милиция не считается с законом и выполняет указания власти? Такова её репутация, такова наша жизнь. И когда кандидат от власти заявляет, что считает одной из своих главных задач снятие недоверия между народом и властью, ему можно сказать, что нынешние милицейские акции отодвинули решение этой задачи ещё на годы. По-видимому, за пределы его первого президентства, начинаемого таким образом.

При этом власть и наиболее вероятный будущий президент оттолкнули от себя в первую очередь наиболее перспективную часть общества - студенческую молодёжь. Представляется, что теперь в глазах политически активной части студенческой молодёжи (по крайней мере, в центральных и западных регионах) власть надолго приобрела имидж преступной и нелегитимной. Её действия будут восприниматься следующим образом: они пошли на провокации против наших товарищей, в честности и благородстве которых мы не сомневаемся, а тем самым стали врагом студенчества в целом. Так что в лице нынешнего студенчества завтрашний президент приобретает непримиримых противников.

И что уж точно можно гарантировать - версию о милицейской провокации примут представители стран Запада и международных организаций. Причём можно ожидать достаточно быстрой реакции - ещё до первого тура выборов. А это серьёзно отразится на оценке всего хода выборов и их результатов.

В общем, потери власти от этой милицейской акции настолько велики и долгосрочны, что хочется воскликнуть: "Кого Бог хочет наказать, лишает разума".












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100