Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Социал-демократия: с надеждой в будущее


18.03.02

Стас Лещинский

"Наша газета+", 19 марта 2002

Антон Финько - политолог, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии, соавтор книг "Етика і політика", "Парламентські вибори - 98", "Политические партии Европы в период между выборами" - любезно согласился дать интервью специально для "НГ+".

- Каковы национальные традиции украинской социал-демократии, и как они соотносятся с настоящей политической ситуацией?

- Вопрос об украинской социал-демократической традиции сложнее, чем кажется на первый взгляд. По разным причинам представление о национальной социал-демократии сложилось на основании de facto народнической по своему содержанию трактовки украинской истории.

В силу ряда обстоятельств господствующие установки в этой сфере сформировалось на основе обращения лишь к одному источнику - истории УСДРП. Эта партия вместе с украинскими эсерами сыграла особую роль в истории УНР и национально-освободительном движении и олицетворяется, к примеру, с именем Владимира Винниченко. В украинском обществе не существует однозначного отношения к этому течению. Для одних "уэнэровская демократия" воплощает стремление украинского народа к национальному освобождению, для других - является символом повстанческо-анархической вольницы в украинской истории и поразительного бессилия политизированной части национальной интеллигенции. Независимо от личного отношения каждого из нас к этой традиции, важно, на мой взгляд, попытаться выйти за рамки устоявшихся подходов и взглянуть на социал-демократическое движение в Украине шире, избегая сведения его лишь к одному источнику и учитывая все его историческое разнообразие.

- А как соотносятся украинская и иные европейские социал-демократические традиции?

- Социал-демократическая модель и традиции во Франции и Португалии, Швеции и Польше, Финляндии и Германии весьма отличаются друг от друга. Эти различия отражаются даже в названиях. Партии, принадлежащие к основному международному социал-демократическому объединению Социнтерн, могут именоваться "социал-демократическими", "социалистическими" или "лейбористскими (рабочими)".

На современных социал-демократических деятелей оказывают влияние очень разные идеологические доктрины светского и религиозного происхождения. Например, идеология нынешнего британского лидера Энтони Блэра ("новый лейборизм") утвердилась под воздействием идей методистского богослова и этика Джона Макмюрея, который делал упор на этических аспектах идеологии социальной демократии и в противовес либералам подчеркивал социальное начало в жизни человека. В то же время среди социал-демократов немало и политиков, испытавших на себе интеллектуальное воздействие марксизма. Например, оппоненты премьер-министра Франции Лионеля Жоспена утверждают, что он вплоть до недавнего времени принадлежал к не афиширующим своей деятельности влиятельным неотроцкистским кругам.

Во времена формирования украинского социал-демократического движения понятие "социал-демократия" ассоциировалось в первую очередь с немецкой и австрийской социал-демократией, ориентированной по преимуществу на рабочие слои. При этом идеологически наибольшим влиянием обладали социал-демократы Германии, партийная программатика которых служила образцом наилучшего истолкования марксистского учения.

- А каковы корни украинской социал-демократии?

- Когда в конце XIX в. в Украине стала складываться социал-демократическая идеология, на нее оказали влияние как немецкие и австрийские - марксистские - течения, так и "латинские", т. н. "латинский социализм", который привыкли связывать с именем Пьера-Жозефа Прудона, с идеями федерализма, с тем, что сейчас принято называть "левым либертарианством". Особую роль в развитии идей социальной демократии сыграл, как известно, Михаил Драгоманов.

Михаил Драгоманов - это человек, оказавший решающее влияние на формирование украинской национальной идентичности - и на Востоке, и на Западе. Он очень много делал для консолидации Востока и Запада на основании идей, близких к социальной демократии. С его именем связана традиция украинского "радикализма". Драгоманов ориентировался не на "немецкую" - марксистскую - версию социализма, а на "латинскую" - прудоновскую. Сегодня в публичных дискурсах внимание на этой традиции порою не акцентируется, между тем к ней принадлежали основоположники украинского национального движения Михаил Павлык и Иван Франко.

Для лидеров "украинских радикалов" Ивана Франко и Михаила Павлыка, которые под воздействием Михаила Драгоманова и в сотрудничестве с польскими социалистами со второй половины семидесятых годов ХIХ в. распространяли в Украине идеи социальной демократии, сугубо марксистская модель ориентации на рабочий класс не могла быть приемлемой. Ведь основную массу социально зависимого населения в украинской этнической среде составляли не рабочие, а крестьяне. Поэтому основное внимание в своей политической работе радикалы уделили аграрному вопросу.

Левая и левоцентристская антиклерикальная интеллигенция, группировавшаяся вокруг Франко и Павлыка, создала в октябре 1890 г. Украинскую Радикальную партию. В ее программных установках и руководящем составе отразился компромисс между реформистским социализмом и марксизмом. К марксистским идеям тяготела группировка молодых радикалов (Юлиан Бачинский и другие), которые одновременно стали проводниками идеи провозглашения независимости Украины. Молодые радикалы, в отличие от сторонников Франко и Павлыка, ориентировались в своей политической пропаганде не на аграрные, а на рабочие слои. Молодое крыло радикальной партии стало инициатором образования Украинской социал-демократической партии (УСДП), которая первоначально действовала как автономная составляющая австрийской социал-демократической партии. К УСДП принадлежал, например, профессор Владимир Старосольский - один из "столпов" отечественной правовой науки, погибший в 1942 г. в одной из сибирских тюрем.

Таким образом, на Западе нашей страны было создано два источника распространения идей социальной демократии - УСДП и Радикальная партия. Название "радикальна партия" не должно здесь вводить в заблуждение. Несмотря на отрицательное отношение к марксистской ветви социал-демократии, эта партия подтвердила свою принадлежность к социал-демократическому лагерю присоединением к Социнтерну, в структуре которого она имела весомый статус. После присоединения к ней в 1926 г. волынских эсеров она стали именоваться Украинской социал-радикальной партией (УСРП). УСРП представляла собой наиболее многочисленную и организованную политическую структуру в Западной Украине (в 30-е годы ХХ ст. ее численность составляла около 20 тысяч человек), поддерживавшую тесные связи с кооперативным движением и включавшую мощное молодежное крыло ("Каменярі" - Союз украинской прогрессивной молодежи им. Драгоманова).

При этом важно подчеркнуть, что "радикальная" традиция имеет не только региональное, но и общенациональное значение. Ее возникновение связано с "культуртрегерской" и просвещенческой миссией Драгоманова. С попыткой распространить идеологию "радикализма" за пределами запада Украины связано "дело Дегена" - прерванный усилиями австрийской полиции визит в августе 1889 г. в Галичину для встречи с Павлыком и Франко группы киевских драгомановцев, среди которых находился Богдан Кистяковский - будущий академик-правовед и "веховец". В своей биографии Драгоманова Кистяковский писал, что нелегально переправляемый через границу орган Радикальный партии журнал "Народ" сыграл особую роль в распространении социал-демократической идеологии на тех землях Украины, которые входили в состав Российской империи. По свидетельству Кистяковского, первое издание на русском языке "Эрфуртской программы" Социал-демократической партии Германии - "канонического" в те времена образца социал-демократической программатики - было осуществлено в 1894 г. в Галичине в той же типографии, где печатался "Народ".

Среди украинских социал-демократов есть группа лиц, стремящихся восстановить историческую справедливость в отношении национальной социал-демократической традиции. Имею в виду в том числе таких деятелей СДПУ(О) как Олег Жерноклеев и Владимир Великочий. Думаю, что предпринятое "Основными ценностями" издание вышедших в свое время в Гарвардской серии украинских исследований работ профессора Альбертского университета Джона-Пола Химки "Socialism in Galicia. The Emergence of Polish Social Democracy and Ukrainian Radicalism" и профессора Манхеттенвильского колледжа Сюзен Хейман "Kistiakovsky: The Struggle for National and Constitutional Rights in the Last Years of Tcarism" сыграют свою роль в создании верного представления о социал-демократических традициях в нашей стране.

- "Национальный вопрос и социал-демократия" - как бы вы охарактеризовали значение этнонационального фактора в формировании украинской социал-демократической традиции?

- В конце ХІХ - начале ХХ столетия в Украине действовали различные социал-демократические структуры, имевшие по преимуществу этнический характер - украинские, российские, польские, еврейские, чешские. Активность проявляли меньшевики, бундовцы, ППС, другие политические организации.

В условиях современной государственности Украины узкоэтнический подход, естественно, оказался неприемлемым. Действующие политические структуры имеют общенациональный, общегосударственный характер, объединяя представителей всех этносов, проживающих в Украине. Этнизация политического процесса, как мы это видим на примере политического кризиса, сотрясающего соседнюю Молдову, ведет к подрыву суверенитета и территориальной целостности страны.

Недавно, например, европейцы стали свидетелями новой полемики между немецкими и чешскими политиками по судетскому вопросу. В период между Первой и Второй мировыми войнами чехословацкие государственные деятели не смогли найти общего языка с лидерами немецкого этнического меньшинства. Даже среди социал-демократов партии формировались по этническому признаку. Параллельно с организациями чешских и словацких социал-демократов действовала Немецкая социал-демократическая рабочая партия в Чехословацкой республике, которая, по мнению историков, отдала национальный вопрос "на откуп" местным правым экстремистам. Итог этого противостояния известен - немецкое национальное меньшинство поддержало в большинстве своем не социал-демократов, а пронацистского политика Генлейна. При этом "судетский вопрос" был использован геостратегическим противником Чехословацкой республики для ее расчленения и последующего поглощения.

Центристские силы, включая социал-демократов, призваны не допустить развития событий в Украине по молдавскому или какому-либо иному дестабилизирующему сценарию и нейтрализовать попытки правых и левых радикалов "раскачать лодку". В отношении национальной социал-демократической традиции это предполагает уважительное отношения в Украине не только к этнически украинской социал-демократической традиции, но и к социал-демократическому наследию, связанному со всеми этнокультурными традициями нашей страны.

- И как вы представляете себе путь преодоления существующего скепсиса по отношению к демократической левой идеологии?

- Путь один - это, прежде всего, просвещение. С другой стороны, мы должны способствовать созданию в нашем обществе представления об ответственности всех за политическое развитие страны. Социал-демократическая культура - это прежде всего культура политической причастности. Уверен, что Украина неминуемо движется в сторону "социал-демократизации" своей политики, и те, кто этого не понял, рискуют остаться далеко в стороне от основных течений в общественной жизни нашей страны.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100