Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Евросоюз получил карт-бланш на то, чтобы не брать перед Украиной обязательств по её интеграции


31.01.09

Комментарий Антона Финько, эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии, информационно-аналитическому порталу «Материк».

На мой взгляд, с точки зрения международного престижа, победителей в «газовой войне» нет. Во-первых, сложившаяся ситуация усилила в европейском сообществе осторожность в отношении Украины, которая объявлена ненадёжным транзитёром. Таким образом, Европейский Союз получил карт-бланш, чтобы не брать перед Украиной никаких официальных обязательств по её европейской интеграции. В принципе, Евросоюз и раньше не предполагал заниматься интеграцией Украины, в отличие, скажем, от той же Болгарии или Румынии, просто потому, что сейчас он не в состоянии расширяться на Востоке, – кстати, неизвестно, сможет ли он теперь вообще когда-нибудь дальше расширяться, – но у них не было повода. Сейчас такой повод появился – в любой момент можно сказать, что Украина ненадёжный транзитёр, и иметь дело с такой страной Европейскому Союзу не стоит.

Россия, на мой взгляд, также несколько проиграла в глазах Запада, поскольку Европа возлагала ответственность на обе стороны. Разумеется, сейчас начнутся всяческие попытки активизировать строительство «Набукко», но уже сейчас Турция намекает, что в случае окончательного провала переговоров с Европейским Союзом по вопросу о членстве, она может начать сопротивление прокладке этого газопровода.

На фоне вышесказанного, прошедшая недавно черниговская встреча Лукашенко и Ющенко представляется мне симптомом проявления недовольства политикой России. Белорусское руководство таким образом ведёт свою игру, намекая на возможность восстановления энергомоста с Украиной. Дело в том, что ранее Белоруссия отказалась потреблять украинскую электроэнергию в связи с её, – по мнению Белоруссии, – дороговизной. Сейчас, как я понял, она проявляет готовность восстановить эти закупки. Возможность транзита электроэнергии через Белоруссию также отвечает интересам балтийских стран, которые после закрытия Игналинской АЭС испытывают дефицит электричества. Поэтому, я думаю, что такого рода контакты Киева и Минска находятся в русле интересов Брюсселя и, в какой-то степени, Вашингтона. Проблема состоит в том, что белорусская экономика, также как и экономика юго-востока Украины, заинтересована в сохранении политических цен на газ, и для неё это главный фактор во взаимоотношениях с Российской Федерацией. Поэтому белорусская сторона крайне нервозно реагирует на идею строительства «Северного Потока» и опасается, что она тоже предстанет перед резким повышением цен на газ, что вызывает у неё очень серьёзную обеспокоенность.

Что касается влияния кризиса на внутриполитическую ситуацию на Украине, то можно сказать, что в несколько лучшем положении, по сравнению с другими игроками, хотя и тоже не идеальном, оказалась Юлия Тимошенко. В результате «газового конфликта» удалось бросить тень на «Партию Регионов» в связи с обвинениями в её причастности к теневым сделкам «РосУкрЭнерго». Точно такую же операцию удалось провести и против Виктора Ющенко. А поскольку Тимошенко никто не мог инкриминировать преследование собственных корыстных интересов, она получила определённые политические дивиденды. Но я не стал бы это преувеличивать, потому что людям важно, чтобы работали их предприятия, и поступал природный газ, у них, в любом случае, такой конфликт вызывает сильное напряжение.

Вообще, ситуация с будущим заключённых в Москве договорённостей сейчас неопределённая. Со стороны президентской администрации поступают некие сигналы о готовности к продолжению борьбы, но они носят какой-то полувялый характер. И я не думаю, что европейские и американские партнёры президентской команды санкционируют в нынешних условиях продолжение такого рода конфронтации. А без подобных санкций секретариат президента, скорее всего, не решится вести дальнейшую борьбу.

Мы находимся сейчас в ситуации, когда ещё до конца не вырисовались сценарии дальнейшего развития политической ситуации на Украине. Взять, например, те же самые президентские выборы. Так, мы не знаем, каким будет влияние экономического кризиса. Насколько значимыми могут быть электоральные потери Юлии Тимошенко? Или она, несмотря на некоторую потерю популярности, напротив, сохранит позиции основного игрока? С уверенностью можно сказать только то, что лично Виктор Ющенко ни при каких обстоятельствах не сможет быть игроком на этих выборах. Правда, в Лондоне по этому поводу один видный бывший российский бизнесмен высказался иначе, но это всё иллюзии. Популярность Виктора Ющенко сейчас ниже трёх процентов и не может быть восстановлена в силу того, что у избирателя исчерпались ожидания относительно этой персоны. Но те силы, которые ориентированы на Виктора Ющенко, могут искать какие-то другие альтернативы. К тому же, независимо от этого, сейчас увеличилась популярность Арсения Яценюка, который имеет рейтинг в пределах шести-восьми процентов, а это означает, что если тенденция к его усилению сохранится, то он будет значимым игроком в первом туре.

Что же касается возможности досрочных парламентских выборов, то на Украине распространено мнение, что Партия Регионов не будет складывать свои мандаты для их инициации. Это связано с тем, что от неназванных представителей Партии Регионов поступила информация, что её руководители не верят в готовность Виктора Ющенко всерьёз добиваться роспуска парламента после сложения ими мандатов. Поэтому предполагается, что представители Партии Регионов на уровне бизнеса будут пытаться найти общий язык с правительством, что же касается общеполитического уровня, то Партия Регионов, имеющая своего сильного кандидата на президентских выборах, будет внимательно следить за амплитудой колебания популярности Юлии Тимошенко.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100