18.03 состоялись выборы президента России. О самих выборах сказать почти нечего, поскольку результат как победителя, так и его конкурентов вполне соответствовал тому, чего ждали; некоторой неожиданностью стала разве что высокая явка. Путин получил мандат доверия от россиян на ближайшие 2-3 года (насчет дальнейшего надо будет еще посмотреть), и теперь спрашивается, как он будет использовать этот мандат.
Реальная и, может быть, самая серьезная для России проблема состоит в том, что ее интеллектуальная либеральная элита, с одной стороны, не желает поддерживать нынешнюю власть и обслуживать ее запросы, но с другой – явно неспособна предложить серьезную альтернативу, что ясно видно из результатов, показанных конкурентами Путина на выборах. Единственное, в чем либеральная интеллектуальная элита едина – это в том, что России требуются серьезные реформы. Но эта мантра сама по себе лишена смысла, если не сказано, КАКИЕ реформы – а тут никакого единства нет.
Можно предположить, что политические связи России с западным миром будут и дальше ослабевать. Можно вспомнить, что в свое время вхождение России в «семерку» считалось замечательным достижением – сегодня Россия, выброшенная из этой самой «семерки», о ней почти и не вспоминает. Впрочем, это неудивительно. Если в первые годы XXI века «семерка» считалась, а отчасти и была, неформальным мировым правительством, то кризис 2008 года нанес ей смертельный удар (в таком качестве), а изгнание России довершило дело. Сегодня G7 – это просто чрезвычайно влиятельный клуб западных держав – но не более того.
Вероятно, будет еще ряд примирительных «трепыханий» в сторону США, американский ответ на подобные «трепыхания» будет всякий раз один: «русские дали слабину, теперь мы их наконец-то додавим», иными словами, за любыми российскими авансами в сторону США последуют новые, более жесткие требования. Соответственно, можно предсказать, что чем дальше, тем подобные телодвижения российской политики будут слабее.
Зато будет по-прежнему очень большое внимание (и с немалыми надеждами) в отношении европейской политики. Расчет российские дипломаты будут строить на том, что смена курса европейскими странами приведет к заметному улучшению их отношений с Москвой. Мне представляется, что первое очень вероятно, а второе, напротив, крайне мало вероятно. Однако, с другой стороны, подобная политика имеет и известные перспективы.
Но не за счет того, что в Европе или в ее части возобладает более или менее дружественная по отношению к Москве политика, а за счет того, что европейская политика в ближайшие годы станет еще более хаотичной.
Кроме того, экономические трудности, которые будут нарастать в Европе, также вынудят более активно сотрудничать с Россией в экономической области. И ожидать, что Европа будет, в интересах Украины, отказываться от сотрудничества с Россией или ограничивать такое сотрудничество – было бы довольно наивно.
При этом безнадежный тупик в отношениях с США заставит Россию более активно искать поддержки и помощи Китая.
Военное соперничество России с Соединенными Штатами, на данный момент, происходит на двух театрах военных действий – в Сирии и, увы, в Украине. США недавно сделали заявления в смысле «мы из Сирии не уйдем»; можно думать, что так же они настроены и в отношении Украины. Однако, исходя из американского «не уйдем», можно сделать два совершенно различных, более того – взаимоисключающих предположения.
Одно заключается в том, что американцы намерены поделить Сирию с Россией на сферы влияния (возможно, не только Сирию…).
Второе, напротив, предполагает, что США намерены сохранить в странах, где у них сталкиваются интересы с РФ, состояние вялотекущего конфликта с Россией, рассчитанный на истощение противника.