Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Украинско-белорусский договор о транспортировке нефти по нефтепроводу «Одесса - Броды»

[28.01.11]

17.01 в Киеве ОАО «Укртранснафта» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания» подписали договор по оказанию услуг по транспортировке нефти с использованием нефтепровода «Одесса-Броды» до белорусского нефтеперерабатывающего завода в г. Мозырь. Договор подписали председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Лазорко и заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Андрей Шишко. Предусматривается гарантированная транспортировка 4 млн. тонн легкой нефти в год сроком на два года (2011-2012 гг.) с дальнейшей пролонгацией договора при согласии сторон.

Позиция Министерства энергетики

По словам министра энергетики и угольной промышленности Ю. Бойко, договор выгоден для Украины, поскольку «мы получаем дополнительные валютные начисления для нашей страны от транзита нефти и задействуем не полностью загруженные до сих пор нефтепроводы. Наши коллеги из Белоруссии получают гарантированные поставки нефти трубопроводным транспортом, поэтому все задачи, поставленные перед коллективами наших компаний, в процессе переговоров решены».

Комментируя соглашение, Бойко особо отметил, что договор не затрагивает интересы российских партнеров и никоим образом не влияет на поставки в Европу через нашу страну. Выполнение этого договора будет способствовать реализации значительного экономического потенциала двухстороннего сотрудничества Украины и Беларуси, усилению энергетической безопасности Украины и Беларуси и стран региона в целом, утверждению нашего государства как надежной страны-транзитера энергоносителей в евро-азиатском энергетическом пространстве. Созданы предпосылки для начала работы Евро-азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Зам. министра энергетики и угольной промышленности Украины И. Кирюшин отметил, что подписанный договор предусматривает дальнейшую его пролонгацию, и в дальнейшем объемы транзита нефти будут увеличены.

Заключению договора предшествовали предварительные переговоры и соглашения. 25.10.2010 г. в Минске был подписан контракт на организацию пробной прокачки нефти по нефтепроводу «Одессы - Броды» в аверсном режиме. 23.11.2010 г. была произведена пробная транспортировка 80 тыс. тонн нефти сорта Юралс в Мозырь. Транспортировка осуществлялась с использованием свободных мощностей нефтепровода «Одесса - Броды» и одной из двух ниток нефтепровода «Дружба». По итогам пробной транспортировки был сделан вывод об экономической эффективности маршрута транспортировки нефти и технической готовности системы магистральных нефтепроводов Украины к снабжению нефти в направлении Беларуси при одновременном сохранении надежного и бесперебойного транзита нефти российских грузоотправителей в направлении Чехии, Словакии и Венгрии в соответствии с действующими контрактными обязательствами.

Проблемные аспекты

По предварительным соглашениям предполагалось, что через Украину в Беларусь будут поставляться 8 млн. тонн в год в течение 2011-2013 гг. За счет поставок нефти в Беларусь предполагалось загрузить мощности нефтепровода «Одесса - Броды» на 70%, после фактического прекращения его работы в мае 2010 г. По предварительным оценкам, прокачка 8 млн. тонн нефти позволила бы получить $70-80 млн. дохода. При транспортировке 4 млн. тонн нефти вероятные доходы ОАО «Укртранснафта» оцениваются в $35 млн.

Подписанный договор лишь частично решает проблемы загрузки нефтепровода «Одессы - Броды», который будет использоваться меньше, чем на половину его мощности (14 млн. тонн в год). Одна из причин в том, что от закупки венесуэльской нефти отказались западноукраинские НПЗ – Надворнянский («Нефтехимик Прикарпатья») и Дрогобычский («Галичина»). Договоры с ними подписаны не были. По информации пресс-службы «Нефтехимика Прикарпатья», сейчас работа предприятия даже на относительно дешевой венесуэльской нефти нерентабельна. «Белорусские производители завозят свои нефтепродукты в Украину через компанию «Ливела», уходя от налогообложения. Они не платят акцизный сбор, тогда как мы должны платить». Эта ситуация обусловлена тем, что в конце 2010 г. Высший административный суд Украины оставил в силе налоговые льготы для украинского импортера нефтепродуктов – компании «Ливела». С августа 2010 г. компания «Ливела» импортирует нефтепродукты без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, руководствуясь судебным решением, вынесенным на основании закона 1990-х гг.

В сложившейся ситуации есть достаточно веские причины сомневаться в Беларуси как стабильном партнере, ввиду заключения российско-белорусских соглашений о беспошлинных поставках российской нефти на более лояльных, чем прежде, условиях. В случае выполнения соглашений в рамках формирования Единого экономического пространства импорт российской нефти в Беларусь может увеличиться с 12 млн. т до 21,7 млн. тонн в год. Соответственно, Беларусь может оказаться заинтересованной в снижении объемов закупаемой венесуэльской нефти, переработка которой (в случае выполнения условий соглашений по ЕЭП) будет фактически предназначена для экспорта нефтепродуктов в Украину и страны ЕС.

Российский эксперт Максим Шеин (ИК «Брокеркредитсервис») предполагает, что увеличение закупок дешевого сырья в России может привести к тому, что Беларусь не выполнит своих обязательств по закупкам венесуэльской нефти. «Российская нефть после отмены пошлин станет аналогичной по цене венесуэльской и даже немного дешевле. При этом ее поставка может осуществляться оперативно – и менять объемы также можно оперативно, раз в месяц. Для сравнения: на поставку венесуэльской нефти необходимо 2-3 месяца».

Однако эти утверждения пока не соответствуют действительному состоянию дел. С 1 января 2011 г. Беларусь не получала российскую нефть, так как российские нефтяные компании и белорусские НПЗ не смогли договориться о формуле цены на нефть. По расчетам «Белнефтехима», его собственных запасов нефти с учетом венесуэльской и, возможно, белорусской нефти, хватит на 20-22 дня 100%-ной загрузки НПЗ. Переговоры ведутся на уровне хозяйствующих субъектов. С белорусской стороны в переговорах участвуют НПЗ, концерн «Белнефтехим» и Белорусская нефтяная компания, с российской – нефтедобывающие компании. Изменения в контракты вносятся в связи с изменением режима взимания пошлин вследствие формирования Единого экономического пространства. Возможно, какое-то рамочное решение по этому вопросу будет согласовано в результате переговоров премьер-министра РФ В. Путина и нового белорусского премьера М. Мясниковича, которые состоялись в Москве 20.01.

Всего в 2011 году поставки нефти из РФ в Беларусь могут составить 21,7 млн. тонн. Но пока белорусские НПЗ работают на переходящих остатках нефти, а также на тех ресурсах, которые поступают на заводы в рамках декабрьских контрактов. Если решение проблем с российскими поставщиками не будет найдено, белорусские НПЗ будут вынуждены начать снижение уровня загрузки производственных мощностей, что отразится на их рентабельности.

В ходе переговоров российские нефтедобывающие компании предложили заложить в формулу цены беспошлинной нефти дополнительные 45 долларов на тонну. Это позволит российским поставщикам обеспечить равную доходность при поставках нефти по всем направлениям. Минск, в свою очередь, настаивал на буквальном выполнении норм, заложенных в нефтяных соглашениях, подписанных в рамках создания ЕЭП. К тому же с 1 января Беларусь повысила тарифы на транспортировку нефтепродуктов по своей территории на 2,5% - до 1,64 доллара за 1 тонну на 100 км транзита.

Азербайджанский фактор

С осени 2010 г. ведутся украинско-азербайджанские переговоры о поставках нефти для загрузки ряда украинских НПЗ. В конце ноября 2010 г. министр промышленности и энергетики Азербайджана Н. Алиев сообщил, что Украина и Азербайджан ведут переговоры о поставках 5 млн. тонн нефти в год.

В конце декабря 2010 г. президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Р. Абдуллаев сообщил, что Азербайджан намерен поставлять в Беларусь в рамках своп-контрактов 5 млн. тонн нефти в год.

Согласно последним заявлениям Абдуллаева (19.01), в 2011 г. SOCAR может (или планирует?) обеспечить поставки для НПЗ Украины и Беларуси от 6 до 8 млн. тонн нефти сорта Azeri Light. Абдуллаев не уточнил, какие объемы из указанных 6-8 млн. тонн нефти будут доставлены в этом году на Кременчугский НПЗ («Укртатнафта»), и будет ли эта нефть направляться на Дрогобычский и Надворнянский НПЗ.

Отмечается, что в последнее время определенное количество азербайджанской нефти поставляется и в Беларусь. В случае обострения ситуации возможно увеличение азербайджанских поставок, которые теперь смогут обеспечиваться по нефтепроводу «Одесса - Броды». Отмечается, что Минск вновь может обратиться к Баку за помощью, как это было в том случае, когда ему в срочном порядке понадобились 200 млн. долларов для погашения задолженности перед «Газпромом». Нефтепровод «Одесса - Броды» технически вполне смог бы транспортировать 10 млн. тонн азербайджанской нефти.

Важный аспект складывающейся ситуации заключается в наличии определенных договоренностей между Азербайджаном, Беларусью и Венесуэлой, касающихся своповых поставок нефти. Как сообщала азербайджанская газета «Зеркало», между тремя сторонами были согласованы достаточно интересные компенсационные схемы, по которым Азербайджан сможет получать взамен собственной нефти, поставленной в Беларусь, венесуэльскую нефть, которая будет продаваться на рынке США (в объеме до 5 миллионов тонн в год).

Посол Венесуэлы в Беларуси А. Диас Нуньес заявлял (06.01), что Венесуэла может закупить дополнительные объемы нефти у Азербайджана для того, чтобы обеспечить выполнение контракта с Беларусью по поставке до 10 миллионов тонн нефти в год. «Для поставок в Беларусь заявленных объемов нефти компания PDVSA дополнительно закупит у Азербайджана необходимое количество, чтобы обеспечить выполнение контракта». По одной из версий, Беларусь сможет получать эту нефть по нефтепроводу «Одесса - Броды», оплачивая Азербайджану лишь транспортировку по трубопроводу. По другой версии, SOCAR готова поставлять азербайджанскую нефть в украинские порты на условиях CIF и не будет касаться вопроса дальнейшей транспортировки нефти.

Оценивая ситуацию можно сформулировать следующие предположения и выводы:

1. Подписанное соглашение о поставках венесуэльской нефти в Беларусь является пробным. В ситуации неопределенности режима поставок российской нефти в Беларусь соглашение призвано гарантировать наличие альтернативного канала снабжения Беларуси нефтью. Причем, есть большая вероятность того, что основные поставки будут осуществляться из Азербайджана. Кроме этого ожидается увеличение добычи и поставок казахстанской нефти не только через Новороссийск, но и через территорию Азербайджана и грузинские черноморские порты. Тем не менее, в случае урегулирования российско-белорусских противоречий в сфере энергопоставок прогнозировать поведение безорусских властей крайне сложно.

2. Весьма вероятно, что в случае продолжения трубопровода «Одесса - Броды» до Плоцка, Казахстан может использовать его для поставок своей нефти на европейский рынок. Это позволило бы казахстанским поставщикам избежать существенного увеличения расходов на танкерные перевозки через проливы Босфор и Дарданеллы ввиду позиции Турции, которая заключается в повышении сборов и ужесточении условий прохождения судов через проливы.

3. Проект строительства нефтепровода «Броды - Плоцк» включен в качестве одного из приоритетных проектов в операционную программу Европейского Союза «Инфраструктура и окружающая среда». СП «Сарматиа» намерено завершить подготовку окончательного варианта технико-экономического обоснования проекта строительства нефтепровода «Броды - Плоцк» до конца 2011 года. Окончательный вариант ТЭО проекта будет получен лишь после подготовки отчета о воздействии проекта на окружающую среду. Отчет о воздействии проекта на окружающую среду и скорректированную версию его технико-экономического обоснования готовит германская компания ILF. После этого «Сарматиа» намерена представить заявку в Европейскую Комиссию на финансирование этого проекта.

4. Украинская сторона рассматривает запуск нефтепровода «Одесса - Броды» в аверсном режиме как реальный шаг на пути диверсификации путей поставок энергоносителей и фактор укрепления энергетической безопасности и стабильности Беларуси, Украины и региона в целом. Отмечается важность снижения зависимости от российских монопольных поставок. В отношении Беларуси делается акцент на дальнейшем расширении и углублении сотрудничества в энергетике. Ожидается, что с правительством Беларуси будут согласованы условия дальнейших поставок украинской электроэнергии.

5. Использование азербайджанской, венесуэльской и казахстанской нефти для переработки на украинских НПЗ требует существенного пересмотра условий регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов. В сложившейся ситуации переработка нефти, поставляемой из альтернативных источников, стала нерентабельной в связи с доминированием импортного топлива, которое поставляется на внутренний рынок из той же Беларуси, что делает украинские НПЗ низкорентабельными и тормозит их модернизацию.


Текущий комментарий

Рубрики: 





Всемирный гуманитарный саммит в Стамбуле (23-24.05) - [01.06.2016]



Интервью Ст. Пайфера - [25.05.2016]



Проблема введения безвизового режима для краткосрочных поездок украинских граждан в страны Шенгенской зоны - [17.05.2016]



Встреча министров иностранных дел участников «нормандского» формата (11.05) - [17.05.2016]



Внешнеполитическая платформа Дональда Трампа - [12.05.2016]



Перенос саммита ЕС-Украина - [12.05.2016]



Визит В.Нуланд в Киев: новые акценты в позиции Госдепартамента США - [06.05.2016]



Заявление П.Порошенко о введении в Донбасс полицейской миссии ОБСЕ - [29.04.2016]



Развитие событий после нидерландского референдума - [27.04.2016]



Критика Украины со стороны Запада - [26.04.2016]



Официальный визит П.Порошенко в Румынию (21.04) - [26.04.2016]



Комментарии В.Путина по украинской тематике («прямая линия» президента РФ, 14.04) - [21.04.2016]



Основные темы на IX Киевском форуме безопасности, проведенном фондом А.Яценюка «Open Ukraine» (14-15.04) - [20.04.2016]



Встреча глав МИД стран G7 (11.04) - [19.04.2016]



Официальный визит П.Порошенко в Японию (05-07.04) - [14.04.2016]



Отказы в визах - [14.04.2016]



Голландский референдум и его вероятные последствия - [13.04.2016]



Реакция США на «панамский» след П.Порошенко - [11.04.2016]



Ситуация накануне референдума в Нидерландах об ассоциации между ЕС и Украиной - [04.04.2016]



Отказы в визах - [31.03.2016]




Пред. 20 | След. 20











Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100